Ионные технологии упрочнения металлов:
азотирование, карбонитрация, оксидирование |  ION@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:
продажа, проектирование,
производство |  INFO@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:  INFO@PROCION.RU
Ионные технолгии упрочнения металлов:  ION@PROCION.RU
марки сталей: 30Х3ВА
Комбинированные методы упрочнения стальных деталей

 

ООО "Ионные Технологии" руководитель НИОКР, главный тех.эксперт В.В. Богданов
bogdan.ion@mail.ru
ООО "Ионные технологии" директор А.В. Оборин
oborin@procion.ru
ООО "Ионные технологии" инженеры исследователи Д.М. Кинзибаев
И.С. Соколова
Е.С. Уткин
lab@procion.ru

Авиационная Корпорация «Рубин»  –   единственное предприятие в странах СНГ и  Российской Федерации, тематикой которого является создание и производство изделий взлетно-посадочных устройств, гидроагрегатов и гидросистем современных самолетов и других летательных аппаратов всех типов. Основные виды деятельности – производство продукции для авиастроения: тормозных колёс, приводов-генераторов, плунжерных насосов, насосных станций, гидромоторов, ряда агрегатов управления.

Корпорацией сделана ставка на создание конкурентоспособного производства, способного как  к серийному выпуску, так и к созданию уникальных изделий, дающих российской авиации уверенно держать марку лидера в авиамире. Поэтому предприятие активно занимается вопросами инновации, технического переоснащения и модернизации производства.

В связи с этим ПАО «Авиационная Корпорация «Рубин»  совместно с компанией ООО «Ионные технологии» были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по внедрению современной технологии ионно-вакуумной химико-термической обработкой перспективных изделий в технологический цикл предприятия. Стоит отметить, что ранее на данном производстве использовалась устаревшая  технология поверхностного упрочнения изделий – газовое каталитическое азотирование. Однако, данный метод упрочнения категорически не устраивал руководство предприятия, в связи с чем была необходимость освоения новой, более современной и автоматизированной технологии.

Существующие технологии печного газового азотирования, в настоящее время, не отвечают современным технологическим требованиям. Процессы являются высокозатратными, вредными и взрывоопасными, которые наносят неоценимый материальный и экологический ущерб, а так же пагубно влияют на здоровье человека.

Ионно-вакуумное азотирование в сравнении с существующими процессами печного газового и каталитического азотирования имеет существенные преимущества:

  • Экологическая безвредность, чистота и безотходность процессов;
  • Повышение производительности, снижение трудоемкости и себестоимости обработки в 2 – 4 раза в зависимости от типа деталей и объема садки;
  • Ресурсосбережение за счет резкого сокращения электроэнергии в 3 – 4 раз и рабочих газов в 50 – 100 раз;
  • Универсальное, автоматизированное и безынерционное оборудование;
  • Повышение качества и потребительских свойств ответственных деталей с одновременным обеспечением бездеформационного упрочнения, размерной и чистовой точности.

В процессе совместных НИОКР проведен сравнительный анализ методов поверхностного упрочнения изделий. Объектом исследования выбрана деталь «Плунжер» из стали 30Х3ВА.

Детали "Плунжер" до азотирования
до упрочнения
Детали "Плунжер" в процессе аотирования
в процессе упрочнения
Детали "Плунжер" после азотирования
после упрочнения
Рисунок 1. Общий вид упрочняемых деталей "Плунжер"
Таблица 1. Характеристики азотированного слоя на стали 30Х3ВА
 ионное азотированиепечное азотирование
Поверхностная твердость HV 10, кгс/мм2700 - 720800 - 870
Поверхностная твердость HV 5, кгс/мм2680 - 840750 - 860
Поверхностная микротвердость HV 0.1, кгс/мм2810 - 910620 - 690
Глубина слоя по микроструктуре hm, мм0.21 - 0.220.30 - 0.31
Глубина слоя по микротвердости hс, мм0.24 - 0.280.33 - 0.34
Толщина нитридной зоны, мкм11 - 1310 - 20
Хрупкость по шкале ВИАМI балл, не хрупкий

 

Микроструктура азотированного слоя: а, б – х100; в, г – х1000 а, в – после ионного азотирования; б, г – после печного азотирования
Рисунок 2. Микроструктура азотированного слоя: а, б – х100; в, г – х1000; а, в – после ионного азотирования; б, г – после печного азотирования на стали 30Х3ВА

На детали после печного азотирования в структуре наблюдается сильно развитая сетка крупных нитридов, что приводит к снижению поверхностной микротвердости и повышает охрупчивание слоя (рис. 3б). В данном структурно-энергетическом состоянии слоя формируется неблагоприятный градиент концентраций внутренних напряжений          (±60 – 100 кгс/мм2) и резко ухудшается размерная и чистовая точность упрочненных деталей (в 2 – 3 раза в сравнении с ионным азотированием).

Микроструктура азотированного слоя, х200:  а – ионное азотироание; б – печное азотирование
Рисунок 3. Микроструктура азотированного слоя на стали 30Х3ВА, х200:
а – ионное азотироание; б – печное азотирование

Структуро-энергетическое состояние азотированного слоя после ионного азотирования (рис. 3а) характеризуется отсутствием хрупкой, грубой нитридной сетки по границам зерен  в сравнении с печным азотированием.

Распределение микротвердости по глубине азотированного слоя на детали «Плунжер» после ионного и печного азотирования
Рисунок 4. Распределение микротвердости по глубине азотированного слоя на детали «Плунжер» сталь 30Х3ВА после ионного и печного азотирования

Сравнительные исследования азотированных образцов после печного и ионного азотирования показали более равномерный профиль твердости слоя после ионного азотирования с монотонным уменьшением микротвердости с 850 HV до твердости сердцевины.

Эффективная глубина слоя после ионного азотирования 0,24 мм и отвечает заданным требованиям (h ≥ 0,15 мм).

Необходимо отметить, что экстремальный профиль твердости после печного азотирования свидетельствует о неблагоприятной эпюре внутренних напряжений и развитии дефектного нитридного слоя и грубой нитридной сетки по границам зерен (рис.3). При ионном азотировании нитридный слой более качественный (рис.2) , умеренно и однородно развит (hнз 11 – 13 мкм) и имеет преимущественно архитектурное (столбчатое) строение.

Проведены замеры изменения геометрических размеров и радиального биения на деталях «Блок цилиндров» после ионно-вакуумного азотирования. Результаты замеров положительны – изменения минимальные и находятся в допусках.

Блок цилиндров во время режима ионного азотированияБлок цилиндров после режима ионного азотирования
аб
Рисунок 5. Вид деталей «Блок цилиндров» во время (а) и после (б) режима ионного азотирования

Использование технологии ионно-вакуумного азотирования позволяет изготавливать детали в окончательные размеры, исключая дополнительные механические и шлифовочные операции, внедрять инновационные конструкторско-технологические решения, поднять на принципиально новый уровень качество  продукции, существенно снизить затраты и обеспечить многократный рост производительности труда.

Результат совместных НИОКР – подписанный договор на внедрение автоматизированной установки последнего поколения для ионно-вакуумной ХТО деталей с поставкой в I квартале 2020 года.

ПАО «Авиационная Корпорация «Рубин»  совместно с компанией ООО «Ионные технологии» были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по внедрению современной технологии ионно-вакуумной химико-термической обработкой перспективных изделий в технологический цикл предприятия.