Глава Роснефти И. И. Сечин выступил на XIV Евразийском экономическом форуме в Вероне с докладом «Необходимость структурных изменений в экономике и будущее энергетики». Выступление подготовлено широким кругом экспертов и заслуживает самого пристального внимания, обстановка охарактеризована в целостности, полноте и адекватности происходящих процессов.
По факту это обличение западных экономистов и «экологистов» в продвижении необходимой им повестки на весь мир, с целью обложить углеродным налогом все страны и так диктовать принципы существования мировой экономической системы. Все крупные отечественные и многие зарубежные издания разобрали эту речь на цитаты, поэтому приведу лишь главные мысли и всем настоятельно рекомендую к прочтению!
«Нынешний газовый кризис еще раз подтверждает тезис… о хрупкости балансов на энергетических рынках и рисках, связанных с форсированием энергетического перехода и дестимулированием традиционной энергетики».
Проявлены взаимосвязи смежных отраслей, влияние нехватки топлива, в частности угля, на выплавку металлов:
«Кризис уже начал распространяться и на другие отрасли. Из-за нормирования подачи энергии в Китае, который обеспечивает до 90% мирового производства магния, резко сократилось его производство. Дефицит магния, используемого при производстве алюминиевых сплавов, угрожает автомобильной промышленности и ряду других отраслей, где широко используются эти сплавы».
Крайне важно осознавать невозможность быстрого наращивания добычи и переработки редкоземельных металлов, высокочистых элементов и новых химических соединений:
«Кроме того, глобальный дефицит поставок сырья, который мы наблюдаем в энергетике, также наблюдается и в производстве микросхем. В результате производители микросхем по своему усмотрению выбирают заказчиков, которым они отгружают продукты, и таким образом берут на себя несвойственную им функцию регулирования рынка».
Разрушение свободной конкуренции путём предоставления необоснованных преференций какой-либо отрасли или направлению научно-технического поиска:
«Одновременно происходит усиление конкуренции за финансирование, и «зелёная» энергетика получает все более значительные субсидии, что искажает ее реальную доходность, которая пока остается достаточно низкой. Это приводит к тому, что развивается новый тип субсидируемых отраслей, абсорбирующих ресурсы из других секторов и препятствующих реализации принципов свободной конкуренции».
Проявлена откровенно политическая задача о форсировании перехода к новым источникам энергетики и таким образом отказе в финансировании существующих НИОКР, а также свёртывании поисковых и геолого-разведочных работ:
«Для реализации энергетического перехода структура мировой экономики должна измениться, но это не может произойти в одно мгновение. Энергетический переход должен быть синхронизирован с обеспечением энергоресурсами, надежными поставками металлов и других материалов, развитием технологий, а также адаптацией потребительского поведения. Без этого основная концепция, отраженная в самом слове «переход» – как развивающийся во времени процесс, – будет неработоспособна. Энергетический переход не должен быть самоцелью, его первоочередной задачей должна стать надежность поставок энергии».
Поставлен вопрос о проблемах которые должен решить энергетический переход и способность обеспечить энергией будущие поколения людей:
«Необходимо комплексно подходить к оценке безопасности энергоресурсов для людей и окружающей среды по всей технологической цепочке. В случае того же водорода, на который возлагаются очень большие надежды как на перспективное «зелёное» топливо будущего, нельзя забывать, что именно его взрывоопасность стала причиной целого ряда катастроф в ядерной энергетике и на химических производствах».
Растёт стоимость материалов из которых изготавливается оборудование альтернативной энергетики, поликремний - основное сырьё солнечных панелей вырос с 2019 года в 4 раза. Марганец, литий, неодим выросли более чем в два раза. Стоимость утилизации тех же солнечных панелей из-за большого количества тяжёлых металлов превосходит стоимость их производства в 2-3 раза при том, что срок службы не соответствует заявленному в 30 лет, но гораздо меньше. Лопасти ветрогенераторов – в основном углепластик, утилизируются по 40 тысяч тонн в год, а к 2025 году будет по 100 тысяч тонн.
Активисты «зелёной энергетики» должны задуматься о влиянии, оказываемом на природу такими технологиями, насколько они чистые, учитывая весь цикл производства и утилизации. Безосновательная вера в возможности альтернативной энергетики не подкрепляется надёжными технологиями производства материалов, требуются новые - менее токсичные и энергоёмкие способы:
«Развитие новых материалов – это уже не вопрос энергетики, а гораздо более серьезный вопрос изменения структуры экономики. Фактически, несмотря на разнообразие планов по достижению углеродной нейтральности, без серьезного развития новых технологий и материалов энергетический переход так и останется несбыточной мечтой».
Крайне важно, что в докладе отмечены особенности нашей страны, имеющей большое количество лесов, таким образом, обеспечивается поглощение углекислого газа и улучшение экологии всей планеты. Также нельзя списывать всё воздействие на антропогенный фактор и развитие промышленности в мире, необходимо взвешенное отношение к проблеме климата.
«Энергетические проекты являются капиталоемкими и долгосрочными вне зависимости от того, какие энергоресурсы разрабатываются. И выбор, который мы сделаем сейчас, определит будущее мировой энергетики на десятилетия вперед».
Ионные технологии, инженер Алексей Оборин.
Наша страничка ВКонтакте https://vk.com/oooprocion.