Ионные технологии упрочнения металлов:
азотирование, карбонитрация, оксидирование |  ION@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:
продажа, проектирование,
производство |  INFO@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:  INFO@PROCION.RU
Ионные технолгии упрочнения металлов:  ION@PROCION.RU
марки сталей: 38Х2МЮА

Соединение гильза цилиндра – поршень является одним из соединений, подвергающихся наибольшему износу в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Рабочая поверхность гильз цилиндров ДВС обеспечивает требуемые условия работы цилиндропоршневой группы, влияет на величину компрессии в цилиндрах, на силы трения, возникающие между гильзой и поршневой группой (компрессионными и маслосъемными кольцами), обуславливая, тем самым, величину ресурса работы двигателя в целом. Во время работы двигателя поверхность гильз цилиндров подвергается абразивному и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли. При этом происходит изнашивание не только по длине, но и в направлении, перпендикулярном оси коленчатого вала. Для восстановления и увеличения работоспособности гильз применяют упрочнение поверхности различными способами.

На сегодняшний день самой эффективной технологией поверхностного упрочнения деталей является ионная химико-термическая обработка (ИХТО). Ионная ХТО приводит к комплексному улучшению характеристик рабочих поверхностей деталей: повышаются твердость, износо- задиростойкость, снижается коэффициент трения,  увеличивается коррозионная стойкость. При этом, сохраняются исходные требования к поверхностной чистоте и геометрическим размерам, не требуются шлифовальные операции  и хонингование.

Компанией ООО «Ионные технологии» совместно с ОАО «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» (г. Малмыж) и ПАО «Звезда» (г. Санкт-Петербург) проведены работы по упрочнению деталей «Гильза цилиндра» методом ионно-вакуумного азотирования.

 
Рисунок 1. Вид упрочняемых деталей

 

методом ВИККЕРСАметодом РОКВЕЛЛА
Рисунок 2. Результаты измерения поверхностной твердости на деталях после ионно-вакуумного азотирования ультразвуковым твердомером ТКМ-459С

Детали изготовлены из легированной стали 38Х2МЮА. Ниже приведены результаты металлографического исследования детали «Гильза цилиндра» после режима ионно-вакуумного азотирования.

Таблица 1. Характеристики азотированного слоя
Поверхностная твердость HV 30, кгс/мм2860 - 900
Поверхностная твердость HV 10, кгс/мм21000 - 1040
Поверхностная твердость HV 5, кгс/мм21020 - 1065
Поверхностная микротвердость HV 0.1, кгс/мм21070 - 1140
Глубина слоя по микроструктуре hm, мм0.27 - 0.28
Глубина слоя по микротвердости hс, мм0.3
Толщина нитридной зоны, мкм7 - 10
Хрупкость по шкале ВИАМI балл, не хрупкий

 

Рисунок 3. Микроструктура азотированного слоя стали 38Х2МЮА

 

Рисунок 4. График распределения микротвердости по глубине азотированного слоя на стали 38Х2МЮА

 

Рисунок 5. Отпечаток хрупкости, HV30, х100

В результате упрочнения методом ионно-вакуумного азотирования на деталях «Гильза цилиндра» из стали 38Х2МЮА формируется равномерный азотированный слой и высококачественная нитридная зона, которые обеспечивают кратное повышение твердости, износо- задиростойкости, улучшение антифрикционных и триботехнических свойств.

Использование современной технологи ионной химико-термической обработки позволило снизить коэффициент трения пары «Гильза – поршень» и значительно увеличить эксплуатационный ресурс соединения.

В настоящий момент компанией ООО «Ионные технологии» ведутся десятки НИОКР с ведущими предприятиями различных отраслей промышленности.

Почитать подробнее о наших возможностях

 
Упрочнение гильз цилиндров для дизельных двигателей проводят с целью улучшения их триботехнических свойств и продления ресурса.  Наиболее перспективной является технологий ионной ХТО. Инженеры нашего предприятия разработали перспективную технологию по бездеформационному упрочнению тонкостенных гильз цилиндров дизельных двигателей. Обрабатываемые детали были изготовлены из стали 38Х2МЮА / 1.8509. Масса одной детали 12 кг.