Ионные технологии упрочнения металлов:
азотирование, карбонитрация, оксидирование |  ION@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:
продажа, проектирование,
производство |  INFO@PROCION.RU
Детали промышленных трубопроводов:  INFO@PROCION.RU
Ионные технолгии упрочнения металлов:  ION@PROCION.RU
марки сталей: ВКС-210
Комбинированные методы упрочнения стальных деталей

 

ООО "Ионные Технологии" руководитель НИОКР, главный тех.эксперт В.В. Богданов
bogdan.ion@mail.ru
ООО "Ионные технологии" директор А.В. Оборин
oborin@procion.ru
ООО "Ионные технологии" инженеры исследователи Д.М. Кинзибаев
И.С. Соколова
Е.С. Уткин
lab@procion.ru

В отечественной и зарубежной практике  используется прогрессивная технология ионной химико-термической обработки (ИХТО) для упрочнения различной номенклатуры конструкционных сталей, обеспечивающая высокое качество и эксплуатационные  свойства изделий.

Технология ионного азотирования в импульсной плазме позволяет повысить прочность, износо- задиростойкость, а также улучшить антифрикционные, триботехнические и антикоррозионные свойства рабочей поверхности деталей и одновременно обеспечить существенное снижение затрат и времени упрочнения деталей.

Особый интерес вызывает упрочнение высокопрочной мартенситностареющей стали ВКС-210 (σв = 1900 – 2100 МПа; 53 – 54 HRC), применяемой для изготовления ответственных деталей специальной техники.

Таблица 1. Химический состав стали ВКС-210
C, %Ni, %Mo, %Co, %Ti, %Fe, %
не более 0,0317,7 – 194,6 – 5,58,5 – 9,50,4 – 0,6основа

Предприятием ООО «Ионные технологии» проведен комплекс исследований и разработана приоритетная технология низкотемпературного ионного азотирования серийных деталей  «Палец», «Ось» и «Сектор» из стали ВКС-210 для  АО «НПП «Старт» (рис.1), применяемых в производстве авиационной и ракетно-космической техники.

Детали из стали ВКС-210 до азотирования
до упрочнения
Детали из стали ВКС-210 во время азотирования
в процессе упрочнения
Детали из стали ВКС-210 после азотирования
после упрочнения
Детали из стали ВКС-210 до азотирования
до упрочнения
Детали из стали ВКС-210 во время азотирования
в процессе упрочнения
Детали из стали ВКС-210 после азотирования
после упрочнения
Рисунок 1. Ионно-вакуумное азотирование деталей из стали ВКС-210
Таблица 2. Характеристики азотированного слоя на стали ВКС-210
 Деталь № 1Деталь № 2
Твердость сердцевины HV, кгс/мм2550560
Поверхностная твердость HV 5, кгс/мм2820 - 870870 - 910
Поверхностная микротвердость HV 0.1, кгс/мм2820 - 880840 - 950
Глубина слоя по микроструктуре hm, мм0.20 - 0.220.21 - 0.22
Глубина слоя по микротвердости hс, мм0.230.23
Толщина нитридной зоны, мкм15 - 1818 - 20

 

Микроструктура азотированного слоя стали ВКС-210:  а – деталь № 1; б – деталь № 2
Рисунок 2. Микроструктура азотированного слоя стали ВКС-210: а – деталь № 1; б – деталь № 2

 

График распределения микротвердости по азотированному слою на стали ВКС-210
Рисунок 3. График распределения микротвердости по азотированному слою на стали ВКС-210

В результате ионного азотирования на деталях формируется равномерно развитый нехрупкий азотированный слой (0,20 – 0,23 мм) и высококачественная нитридная зона с повышенной твердостью (15 – 20 мкм, 820 – 950 HV), обеспечивающие требуемые прочностные и эксплуатационные свойства ответственных изделий.

Технология ионного азотирование является бездеформационной обработкой, исключающей вредные и затратные операции гальваники, трудоёмкие шлифовочные и доводочные операции.

Многолетний опыт, компетенции и приоритетные конструкторско-технологические решения позволили нам занять лидирующие позиции в разработке многих проектов «под ключ» для создания сберегающих производств белой металлургии в России и за рубежом (www.procion.ru).

В настоящий момент компанией ООО «Ионные технологии» ведутся десятки НИОКР по упрочнению деталей различных отраслей промышленности.

Предприятием ООО «Ионные технологии» проведен комплекс исследований и разработана приоритетная технология низкотемпературного ионного азотирования серийных деталей  «Палец», «Ось» и «Сектор» из стали ВКС-210 для  АО «НПП «Старт», применяемых в производстве авиационной и ракетно-космической техники.