ООО "Ионные технологии" | руководитель НИОКР, главный тех.эксперт | В.В. Богданов bogdan.ion@mail.ru |
ООО "Ионные технологии" | директор | А.В. Оборин oborin@procion.ru |
ООО "Ионные технологии" | инженеры исследователи | Д.М. Кинзибаев И.С. Соколова Е.С. Уткин lab@procion.ru |
OOO “Завод НГО “ТЕХНОВЕК” www.technovek.ru |
ведущий конструктор | В.В. Костюченко kb@technovek.ru |
Основное направление совершенствования современных отраслевых требований к запорно-регулирующей арматуре для промышленных, коммунальных и магистральных трубопроводов - продление их эксплуатационного ресурса и увеличение количества рабочих циклов. Длительность функционирования кранов, клапанов, задвижек, шиберов, заслонок, затворов и другой арматуры во многом определяется износо- и коррозионной стойкостью их запирающих элементов. Таким образом, проблема продления рабочего ресурса запорной и регулирующей арматуры решается с помощью улучшения эксплуатационных качеств запирающих элементов. Одновременно рассматривается улучшение коррозионной стойкости корпусных деталей за счет применения композиционных покрытий диффузионного и адгезионного типа.
В настоящее время для улучшения качества запирающих элементов применяется несколько разных подходов и их комбинации, основных два:
Использование дорогих высоколегированных коррозионностойких марок сталей. Такой подход действительно приводит к желаемым результатам, однако в несколько раз увеличивает стоимость запорной арматуры. К тому же использование коррозионностойких сталей ограничено ввиду их малой удельной прочности. Применение сложнолегированных сталей с высоким содержанием тугоплавких элементов - кобальта, хрома, молибдена, вольфрама, ванадия и др. несоразмерно увеличивает стоимость и применимо лишь для особо ответственных изделий. Продление ресурса запорно-регулирующей арматуры за счет применения дорогих марок сталей, (в том числе для наплавок на низколегированные стали) - подход экстенсивный, его нельзя считать ни инновационным, ни высокотехнологичным.
Модификация (упрочнение) поверхностного слоя запирающего элемента. Из всех известных методов упрочнения стальных поверхностей самой прогрессивной технологией является ионная химико-термическая обработка (ИХТО) - насыщение поверхности металла азотом и/или углеродом. Наиболее эффективна низкотемпературная технология ионного азотирования и карбонитрирования, обеспечивающая минимальные деформации и высокую размерную и чистовую точность, что позволяет улучшать целый комплекс свойств упрочняемой поверхности: твердость, износостойкость, противозадирные свойства, теплостойкость, коррозионную стойкость и усталостную прочность.
Низкотемпературные процессы проводятся при температуре 400 – 600 0С, нагрев не сопровождается фазовыми превращениями и после упрочнения детали имеют весьма малые изменения геометрических параметров, таким образом ИХТО - финишная обработка, после которой детали идут на сборку, не требуется шлифовка как после цементации и газового азотирования, поверхностная нитридная зона обладает высокой твёрдостью, что оказывает решающее влияние на свойства изделия. Технология ионного азотирования и карбонитрирования массовая, передовая, ресурсосберегающая и экономически выгодная по сравнению со всеми другими процессами упрочнения. Гарантийный ресурс запорной и регулирующей арматуры увеличивается в несколько раз, что подтверждено производственными испытаниями и эксплуатацией в самых сложных условиях эрозионного и кавитационного воздействия, а также в присутствии сероводорода и слабых растворов различных кислот. Высокая стойкость к межкристаллитной коррозии и растрескиванию под нагрузкой как раз и объясняется бездефектным строением поверхностной плотноупакованной зоны химических соединений углерода и азота с железом и легирующими элементами.
Специалистами пермского предприятия ”Ионные Технологии” совместно с производителями запорной регулирующей арматуры были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по упрочнению различных узлов и деталей арматуры. В результате проведенного комплекса работ была разработана специальная приоритетная технология ионной ХТО.
Технология ионной ХТО внедрена на многих заводах и предприятиях нефтегазовой отрасли: ООО «Завод НГО «Техновек», г. Воткинск; «HABONIM INDUSTRIAL VALVES & ACTUATORS», Израиль; ООО «Камский арматурный завод», г. Пермь; ООО «Экомаш+Урал», г. Новоуральск; ООО «Завод «Синергия», г. Пермь; ООО «Пермская компания нефтяного машиностроения», г. Пермь; АО «Воткинский завод», г. Воткинск, ООО «Гусеевский арматурный завод «Гусар», г. Гусь-Хрустальный, ООО «Инженерные технологии», г. Оренбург, ОАО «Воткинская промышленная компания», г. Воткинск и многих других предприятиях.
Приводим краткие сведения по результатам НИОКР, подтверждающие высокую эффективность упрочнения методом ионного азотирования и карбонитрирования для продления ресурса запорно-регулирующей арматуры.
На рисунке 1 представлены фотографии процесса упрочнения деталей “Шибер” и “Седло” запирающих элементов шиберных задвижек нефтегазового оборудования производства ООО “Завод НГО “Техновек” (Россия, Воткинск).
Гарантийный ресурс работы деталей (при нормативном давлении 70 МПа) увеличился с 800 до 2500 циклов, что подтверждено заводскими испытаниями.
до ионного азотирования | в процессе ионного азотирования | |||||
детали во время ионного азотирования | ||||||
общий вид деталей после упрочнения | ||||||
Рисунок 1. Общий вид азотируемых деталей “Шибер” и “Седло” производства ООО “Завод НГО “Техновек” |
На рисунке 2 представлены детали компании «HABONIM INDUSTRIAL VALVES & ACTUATORS» (Израиль), которая является ведущим производителем инновационной запорной арматуры на Ближнем Востоке.
детали на оснастке до обработки | детали во время ионного азотирования |
Рисунок 2. Общий вид азотируемых деталей элементов шаровых кранов производства “HABONIM INDUSTRIAL VALVES & ACTUATORS” |
На рисунке 3 представлены фотографии ионно-плазменной обработки деталей “Шибер” для задвижек высокого давления производства ООО “Камский арматурный завод” (Россия, Пермь).
детали на оснастке перед упрочнением | |||
детали во время ионного азотирования | |||
детали после обработки | |||
Рисунок 3. Общий вид азотируемых деталей “Шибер” для задвижек высокого давления производства ООО “Камский арматурный завод” |
На рисунке 4 представлены фотографии процесса упрочнения деталей “Седло” и “Цилиндрическая пробка”, применяемых в запорном оборудовании высокого давления до 105 МПа для нефтегазовой отрасли производства ООО “Экомаш+Урал”, (Россия, Новоуральск).
детали до процесса упрочнения | детали во время ионного азотирования |
детали после процесса ионного азотирования | |
детали после совмещенного режима азотирования и оксидирования | |
Рисунок 4. Общий вид азотируемых деталей “Седло” и “Цилиндрическая пробка” для запорной арматуры высокого давления 105 МПа производства ООО “Экомаш+Урал” |
На рисунке 5 представлены фотографии процесса упрочнения деталей “Шток задвижки” для запорной арматуры производства ООО “НПК “Нефтяное машиностроение” (Россия, Лысьва).
детали во время ионного азотирования | детали после процесса ионного азотирования |
Рисунок 5. Общий вид азотируемых деталей “Шток задвижки” для запорной арматуры производства ООО “НПК ”Нефтяное машиностроение” |
На рисунке 6 представлены детали «Диск клиновой задвижки», «Шибер», «Седло» для запорной арматуры производства ООО «Камский арматурный завод», (Россия, Пермь).
Рисунок 6. Общий вид упрочняемых деталей “Диск клиновой задвижки”, “Шибер”, “Седло” для запорной арматуры производства ООО “Камский арматурный завод” |
На рисунке 7 представлены фотографии процесса упрочнения деталей «Клин» для задвижки производства ОАО «Воткинская промышленная компания», (Россия, Воткинск)
до упрочнения | в процессе ионно плазменного азотирования | после азотирования |
Рисунок 7. Общий вид упрочняемых деталей “Клин” для задвижек производства ОАО “Воткинская промышленная компания” |
На рисунке 8 представлены фото процесса азотирования деталей «Шпиндель» и "Винтовой вал" для запорной арматуры производства ОАО «Торговый дом «Воткинский завод» (Россия, Воткинск).
в процессе ионного азотирования | после процесса упрочнения | измерния твердости поверхности детали |
в процессе ионного азотирования | в процессе ионного азотирования при отключении плазмы | до ионного азотирования |
Рисунок 8. Общий вид упрочняемых деталей “Шпиндель” и "Винтовой вал" для задвижек производства ОАО “Торговый дом “Воткинский завод” |
На рисунке 9 представлены детали «Шток горизонтальный» и «Шток вертикальный», а так же «Сепаратор» и «Поршень» (ООО «ТРЭМ Инновации», г. Томск).
Рисунок 9. Общий вид азотируемых деталей “Седло” и “Цилиндрическая пробка” для запорной арматуры высокого давления 105 МПа производства ООО “Экомаш+Урал” |
Приводим здесь снятый в цехе нашего предприятия видеоролик процесса упрочнения деталей “Цилиндрическая пробка” для производства запорной арматуры высокого давления (105 МПа).
Запирающие элементы и детали запорно-регулирующей арматуры указанных производителей были выполнены из следующих марок сталей: 40ХН, 20Х13, 38Х2МЮА и 07Х16Н6. В таблице 1 представлены характеристики азотированных слоев на этих сталях, полученных при обработке. На рисунках 10 - 12 представлены фотографии микроструктуры поверхностных упрочненных слоев. На рисунке 13 показана зависимость микротвердости от глубины упрочненного слоя. На рисунке 14 представлены фотографии отпечатков хрупкости азотированных слоев на сталях 40ХН, 20Х13, 38Х2МЮА и 07Х16Н6.
Таблица 1. Характеристики азотированного слоя на сталях 40ХН, 20Х13, 38Х2МЮА, 07Х16Н6
40ХН | 20Х13 | 38Х2МЮА | 07Х16Н6 | |
Поверхностная твердость HV 5, кгс | 580 - 640 | 920 - 970 | 1120 - 1200 | 1070 - 1150 |
Поверхностная микротвердость HV 0.1, кгс | 580 - 670 | 940 - 980 | 1145 - 1200 | 1140 - 1260 |
Глубина слоя по микроструктуре hm, мм | 0,40 | 0,17 - 0,18 | 0,27 - 0,28 | 0,15 - 0,16 |
Глубина слоя по микротвердости hс, мм | 0,40 | 0,20 | 0,30 | 0,20 |
Толщина нитридной зоны, мкм | 5 - 10 | - | 10 - 12 | - |
Хрупкость по шкале ВИАМ | I балл, не хрупкий | I балл, не хрупкий | I балл, не хрупкий | I балл, не хрупкий |
Рисунок 10. Микроструктура азотированного слоя на стали 40ХН |
сталь 20Х13, х100 | сталь 07Х16Н6, х100 |
Рисунок 11. Микроструктура азотированного слоя на сталях 20Х13 и 07Х16Н6 |
Рисунок 12. Микроструктура азотированного слоя на стали 38Х2МЮА |
Рисунок 13. График распределения микротвердости по глубине азотированного слоя на сталях 40ХН, 20Х13, 38Х2МЮА |
сталь: 40ХН | сталь: 20Х13 | сталь: 38Х2МЮА | сталь: 07Х16Н6 |
Рисунок 14. Отпечатки хрупкости HV30, х100 |
В результате ионного азотирования на деталях формируется равномерно развитый нехрупкий азотированный слой, а на низколегированных сталях (40ХН и 38Х2МЮА) на поверхности также формируется высококачественная нитридная зона с повышенной твердостью. Твердость, и как следствие износостойкость рабочих поверхностей деталей увеличилась в несколько раз, улучшились адгезионные свойства, снизился коэффициент трения. Данный комплекс покрытий обеспечивает высокие прочностные и эксплуатационные свойства запирающих элементов и комплектующих, что позволило существенно продлить эксплуатационный ресурс запорно-регулирующей арматуры.
В настоящее время по созданной технологии на нашем оборудовании производится упрочнение запорно-регулирующей арматуры для широкого круга предприятий эксплуатирующих трубопроводную продукцию, совместные исследовательские работы развиваются в других городах, с привлечением научных учреждений и КБ, в частности - Ижевске, Санкт-Петербурге, Уфе, Оренбурге, Челябинске
Многолетний опыт, компетенции и приоритетные конструкторско-технологические решения (ноу-хау) позволили нам занять лидирующие позиции по внедрению технологий ионной ХТО во всех отраслях промышленности. В настоящий момент для ряда производителей запорной арматуры специалистами ООО “Ионные Технологии” ведутся работы по поставке оборудования и внедрению технологии ионного азотирования “под ключ”.
На сегодняшний день ионно-вакуумное азотирование является передовой технологией поверхностного упрочнения деталей. Применение технологии ионного азотирования при серийном производстве трубопроводной продукции, в том числе при производстве запорно-регулирующей арматуры, позволяет поднять качество выпускаемой продукции на принципиально новый уровень.
Для предприятий эксплуатирующих различные типы трубопроводов, в том числе магистральные, применение упрочненной арматуры позволяет обеспечить длительную эксплуатационную надёжность, что гарантирует безаварийную работу и снижение расходов на ремонт и техническое обслуживание трубопроводов.
-
ЗАКАЗАТЬ АЗОТИРОВАНИЕ
* Узнать можно ли упрочнить вашу деталь?